Разделы сайта

Главная

«#Мая_Зямля_Прыдняпроўе»

ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ
«ГЛУССКАЯ ЗЕМЛЯ, ПРАВОСЛАВНАЯ»

 

 

Педагоги Центра центра презентовали культурно-историческую особенность района – плетение из осиновой стружки (спартри), а также организовали для гостей фестиваля тематическую площадку «Купалье».

                      

                   

Ребята с удовольствием водили хороводы, прыгали через костёр, играли в купальские игры, участвовали в тематической викторине на знание купальских обычаев.

                         

 

 

В течении всего времени на площадке проходили мастер-классы по плетению венков, изготовлению брошей «папарать-кветки» из фоамирана и тематическому аквагриму.

                                  

 

               

Фестиваль получился интересным и познавательным все участники получили огромное количество положительных эмоций.

                               

                
Роднай вёсцы Завалочыцы прысвячаецца!..
                      

Беседа «Город-герой Минск»

 

    В рамках областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе» в объединении по интересам «Радуга» прошло воспитательное мероприятие гражданско-патриотической направленности «Город-герой Минск». В беседе-презентации участвовали ребята 2-6-го классов (18 человек). Цель мероприятия: формирование гражданского-патриотического сознания учащихся.

         

   22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Вермахт двигался настолько быстро, что на шестой день войны был захвачен Минск. 1100 дней и ночей длилась оккупация Минска.

    

Учащиеся внимательно слушали рассказ педагога о том страшном времени, когда началась война. С интересом рассматривали слайды презентации о том, как выглядел Минск до войны и после ужасающих событий. Ребята так же делились воспоминаниями о своих экскурсиях в город-герой Минск. Они активно участвовали в беседе, читали стихи белорусских поэтов про Родину и войну.

     

Мероприятие способствовало актуализации знаний детей о нашей столице, воспитанию уважения к историческому прошлому и настоящему Минска, воспитанию чувства патриотизма и любви к своей родине.

 

     

Конкурс «Сохраняя память»

Номинация «Летопись учреждения образования: время, люди, факты»

           

08 апреля 2022 года на базе ГУО «Средняя школа № 1 им С. И. Граховского г.п. Глуска» состоялся районный форум активистов областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе».

Цель форума – формирование у учащихся гражданско-патриотических, духовно-нравственных качеств, приобщение к историко-культурным, природным ценностям малой родины.

На мероприятии присутствовали специалисты и методисты отдела по образованию Глусского райисполкома, руководители и администрация учреждений образования, директор районного историко-краеведческого музея и главные герои торжества – учащиеся и педагоги учреждений образования, которые самым достойным образом представили наш регион в рамках реализации проекта.

Школа, в которой проходил форум активистов, носит имя нашего знаменитого земляка – поэта Сергея Ивановича Граховского.

В фойе учащиеся и педагоги школы подготовили литературную выставку и провели экскурс в жизнь и творчество писателя.

 

Всех гостей впечатлило, с какой любовью ученики рассказывают о творчестве поэта и как гордятся тем, что учатся в школе, которая носит имя знаменитого земляка.

 

    

 

 Сам форум прошёл в уютной обстановке актового зала. Участники форума познакомились с тем, как реализовывались этапы проекта и с планами на будущее.

 

Проект «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе» стартовал в 2021 году. С февраля по май проходил первый этап, который получил название «Вандроўка ў мінулае». С сентября по декабрь – второй региональный этап «Раён адчыняе дзверы».

На каждом этапе ребята из учреждений образования района проявили себя самым лучшим образом. Погружение в историю своих населенных пунктов, знакомство с теми, кто составляет гордость района, подготовка презентаций, видеороликов и челленджей – учащиеся проявили себя и как исследователи, и как журналисты, и как творческие личности.

Об особенностях реализации первого и второго этапов проекта рассказали методист отдела по образованию, спорту и туризму Сидорова Ю. С. и заместитель директора Центра творчества Василевская Л. И.

  

 

   Ознакомиться с лучшими работами проекта приглашенные  гости могли на  выставке творческих работ и проектов, которые были объединены одной тематикой – историей своего родного края.

 

 

Конечно же, самым торжественным моментом стала церемония награждения лучших учащихся и их коллективов в различных творческих номинациях.

Заслуженные дипломы победителям и призёрам конкурсов вручила главный специалист отдела по образованию, спорту и туризму Фролова Ю. А. Она поздравила ребят с победами и выразила уверенность, что в третьем этапе они будут такими же активными, а результатом их работы станут новые идеи и открытия.

 

 

 

О том, что наши участники гордятся и дорожат своей малой родиной, свидетельствовали и музыкальные номера, которые они подарили гостям.         

   

Завершил форум флешмоб «Мама Беларусь», и, судя по горящим глазам участников, можно не сомневаться в том, что любовь к своей малой родине мальчишки и девчонки пронесут через всю жизнь.

 

  

В рамках конкурса «Копилка путешественника» приглашаем вас отправиться в виртуальное путешествие по Заволочицкому краю вместе с учащимся объединения по интересам «Компьютерная графика и дизайн» Дещеней Дмитрием (педагог Жлобич В. Б.).

В стихотворной форме автор рассказал нам как о современных объектах инфраструктуры (амбулатория, дом культуры, школа и др.), так и о старинных исторических зданиях (дом пана Готовского, винокурня).

                                                                                  

История одного экспоната

Здравствуйте!

Я сегодня посетила музей. Там было много экспонатов и много интересного, но не  смогла я пройти мимо этого экспоната,  то есть этих экспонатов (их было множество) и большие, и совсем крохи.

Так о чем же пойдет речь? Угадайте.

Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него УТЮГ. Правильно.

Моё внимание привлекла огромная коллекция утюгов, которая храниться в нашем историко-краеведческом музее. На первый взгляд ну что может быть необычного в утюге? К этому бытовому прибору мы уже настолько привыкли, что для нас он кажется обыденной вещью в доме. А вот несколько сотен лет назад утюг был большой роскошью и «жил» только в богатых домах, где его ставили на самое почетное место.

 

С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно. Именно для этих целей и был изобретен утюг.

Самым давним их них археологи признают плоский, тяжелый камень. На его ровной поверхности расстилали чуть влажную одежду, сверху придавливали другим камнем и оставляли до полного высыхания. В результате часть складок исчезала.

В экспозиции музея есть несколько чугунных утюгов, которые нужно было хорошо нагревать в печи или на огне очень долго — не менее 30 минут.


Недостатком такого утюга, кроме большого веса, было и то, что его ручка раскалялась в печи вместе с подошвой. Поэтому со временем для таких приборов были придуманы съемные ручки. Кроме удобства, в этом изобретении был и практический момент: одна ручка могла служить для нескольких подошв. Это делало глажку быстрее: пока одной из подошв гладят, вторая в это время греется. Такие экспонаты со съемными ручками тоже есть в районном музее.



Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскаленную чугунную болванку (это была душа).

 

Даже маленький утюг, который помещается на ладони, довольно увесист. Такая особенность старинных утюгов имеет объяснение. Вес тоже «участвовал» в процессе глажки, ведь грубые, тяжелые ткани только так и можно было хорошо разгладить: с помощью температуры и тяжелой чугунной подошвы. 

Современные утюги – это мечта любой хозяйки! Они легки, хорошо скользят, снабжены системами отпаривания ткани, безопасны, да и просто красивы.

Очень важен сей предмет,
Он имеет свой секрет,
В аккуратности чтоб жить,
Должен он в квартире быть!

Он помощник наш надежный,
И на первый взгляд не сложный,
Но инструкцию читай,
Выключать не забывай!

Пусть же будет всем утюг,
Добрый и хороший друг!

 

Дербеева Эмилия, объединение по интересам «Батик» (педагог Балина Н. Н.)

   

   В районном краеведческом музее моё внимание привлёк ткацкий станок – кросна. Так я узнала как были сотканы рушники, покрывала, дорожки, которые есть у нас дома. Придя домой , у меня было много вопросов к маме. Оказалось, что у бабушки тоже был такой станок. Он был большим и занимал полкомнаты. Устанавливали его ближе к зиме. Процесс подготовки к ткачеству был не быстрым и требовал мастерства. Заправить кросна могли опытные мастерицы. А вот ткать уже было легче. Я услышала интересные для меня слова: бёрдо, цевка, челнок, шпулька, ниты, перабиранка, дываны.

В каждой деревне рисунок на покрывалах отличался, где-то было больше цветочных мотивов, где-то больше орнамента. В настящее время уже никто ткачеством дома не занимается, но дети и внуки бережно хранят домотканые покрывала, рушники, дорожки. В деревне, даже сегодня, в каждом доме всё это используется. Теперь я с большим интересом буду всматриваться в такие красивые и неповторимые предметы быта нашего родного края.

Чёрная Дарья.

«Русская хатка»

   В Заелицкой школе, где я учусь, есть школьный музей. Он называется «Русская хатка». Мы с руководителем объединения «Радуга» Людмилой Васильевной были на экскурсии в этом музее. Сколько всего там интересного: домотканые половики, вышитые сорочки, юбки, глиняная посуда, маленькие и огромные чугуны, хозяйственный инвентарь и многое другое.
   Но самым интересным экспонатом музея, как мне показалось, было ЭТО... Отгадаете загадку и узнаете, что именно мне понравилось в нашем музее больше всего.

Загадка: «В теплом царстве стоит пещера каменная. А в пещере – лютый змей. И как бывает в том царстве змей разозлится, и давай у него изо рта пламень огненный исходить, а из ушей – кудряв дым метаться, а из очей искры сыплются…Угадали?! Правильно, это русская печка!
   В музее мы узнали, что первые печи на Руси появились еще в 16-ом веке. Раньше люди жили в землянках и печи были глиняные и без трубы. Дым шел из печки прямо в землянку, избу. Русской печке отводилось особое место. Печь была первой помощницей в хозяйстве: печь кормила, поила, согревала, на печи спали, на печи мылись, сушили обувь, грибы и ягоды, печь лечила. Вот какой ценный музейный экспонат.
   Когда я ездила на каникулах в гости к бабушке, я с удовольствием грелась на такой же печке. А бабушка угощала меня румяными блинами.
   Мне захотелось побыть хозяйкой этой «Русской хатки». Я взяла стоящее у печки специальное приспособление, которое называется ухват, с удовольствием заглянула в печку, и, по-хозяйски, задвинула внутрь печки стоящие на припеке чугуны.


   Пусть варятся щи да каша. Угощайтесь, люди добрые!

Печка в доме – мать родная.
Без неё – хоть помирай.
Кто в деревне жил, тот знает,
Что без печки рай – не рай.

Печка вам не просто место,
Где горит охапка дров.
На печи подходит тесто,
Что для завтрашних хлебов.

Всех, как мамка приголубит.
С ней и пища, и ночлег.
Потому ее так любит
Деревенский человек.

Зубр

Посетив краеведческий музей, меня очень заинтересовал, вырезанный из дерева зубр. Я считаю, что зубр, как символ Беларуси, может быть самым главным экспонатом в музее. Мне кажется, это очень хорошо, что люди любят и продолжают такие традиции, как резьба по дереву. Композиция «Зубр» доказательство того, что в музее хранятся экспонаты очень ценные и исторически значимые.

                    Коневега Артем

                   

Люлька

Экскурсия в музей для меня была очень интересной и познавательной. Время, проведенное в музее г. п. Глуска пролетело быстро.

Но больше всего, мне понравилась люлька с куклой. Могу пояснить почему. Потому, что я считаю, ребенок в люльке – это продолжение рода, наша история, как убаюкивали детей наши прабабушки. На мой взгляд этот экспонат один из главных в музее.

Дроб Людмила

Школьный музей Заелицкой школы называется «Беларусская хатка»

Здесь собрано очень много старинных предметов быта, используемых в нашей местности.

Люди с незапамятных времен лепили из глины разные предметы, но, прежде всего, посуду. Вот и в нашем музее очень много посуды в первозданном виде. Это гладыши, горлачик, мака тер, кувшин, глиняные миски.

В любой хате главной комнатой является кухня, где люди готовили еду и использовали вышеперечисленную глиняную посуду. Из всей посуды моё внимание привлек маленький глиняный горлачик. Украшение в виде волнистых линий говорит о его предназначении и, скорее всего, он использовался для воды .

Маленький горлачик и атмосфера нашего школьного музея напомнили мне сказку «Три медведя», что послужило моему выбору.

 

 


Цагельник Оля, 9 лет,
обьедиение по интересам «Волшебная глина»
Педагог ДО Исайко И.Г.

Костюм дреговичей

   На осенних каникулах вместе с педагогом Капачёвой Татьяной Анатольевной и учащимися объединения «Мастерица» мы посетили историко-краеведческий музей г. п. Глуска. Мне, конечно, понравилось много экспонатов, но больше всего понравился костюм древних славян дреговичей. В музее экскурсовод рассказала нам о древних славянах и их костюмах.
О дреговичах известно гораздо меньше, чем о других восточнославянских племенах.
Название дреговичей, ст.-слав. дъреговичи, связывают с балт. дрегува - сырое место, трясина, болото. В современном белорусском дрыгва - трясина. Дреговичи расселялись по болотистым местам: по берегам реки Припять и севернее до Немана и Западной Двины.

   Славяне с древнейших времен одевались в костюмы из льняного и конопляного полотна и шерсти. Женская рубаха – до ступней (до полу – отсюда «подол»), но могла быть и до икр; рукава собирались в складки, пояс в виде шнура; ворот, подол, края рукавов – обильная вышивка, или аппликация из другой ткани; рассшитый рушник. Основным цветом костюма был белый или серый. С древних времен использовали славяне для одежды и шерстяные ткани. Прядение и ткачество, были в числе наиболее распространенных домашних занятий славян. Женский костюм отличался от мужского головным убранством и украшениями.

   Я считаю, что костюм древних славян вполне может быть визитной карточкой музея, потому что посетители музея должны знать своих давних предков, их традиции и обычаи, как они одевались и выглядели много столетий назад.

   

   Это старинное зеркало можно считать символом краеведческого музея. Оно принадлежало богатой еврейской семье. В 1944 году во время отступления немцы пытались вывезти его, но почему-то выбросили…Возможно в спешке, а может быть из-за большого веса зеркала. Это зеркало подобрали местные жители, и предмет очень долгое время находился в обычной квартире. Когда в Глуске открылся музей, зеркало передали в дар музею. Сейчас оно занимает своё почётное место среди других экспонатов и словно завораживает своей красотой и неповторимостью. Трудно пройти мимо и не заглянуть в него. Создаётся впечатление, что в нём отражается история нашего края. Оно было свидетелем достоверных исторических событий.


                                                                           Ксения Селенчик

   В экспозиции музея немаловажную роль играет коллекция старинных утюгов. Эти утюги самые разные по форме и размерам. Датируются они ХIХ – нач. ХХ вв.

На сегодняшний день в музее насчитывается 30 утюгов. Среди них есть утюги, нагревающиеся с помощью дополнительной чугунной плашки, это так называемые утюги «с душой».

Есть тяжёлый (жаровой) утюг, похожий на небольшую печку, углевой (с петушком на крышке), спиртовой утюг.

Самый маленький утюг в коллекции помещается на детской ладони. Это манжетный утюг. Им разутюживали манжеты и другие мелкие детали одежды.

В экспозиции утюгов отражается быт нашего края. Она по праву может считаться символом краеведческого музея.


                                                                           Титишина Виолетта

   В экспозиции музея есть старинные часы фирмы «Юнгханс». Этим часам уже более 100 лет! Они были изготовлены в 1905 году. Это механические часы с боем в деревянном резном корпусе. Когда в Глуске открывался музей, эти часы были приобретены специально для его фонда в антикварной лавке. Вещь действительно потрясающая, красивая, резной корпус и циферблат хочется не просто рассматривать, а даже потрогать или погладить! Эти старинные часы могут считаться символом музея, ведь они продолжают отсчитывать время нашей истории.

Акушко Татьяна

    

   В Глусском историко-краеведческом музее находится много древних экспонатов, каждый из которых хранит свою историю. 

   Уникальные предметы в фонде появляются в основном в результате краеведческих экспедиций или передаются жителями района. 

   За каждым предметом — история его хозяина, история человека и из этих маленьких историй складывается большая история нашей Глусчины.

   Посещая Глусский историко-краеведческий музей, моё внимание привлекли сундуки.

   Человек узнает о сундуке еще в детстве, из сказок! У Андерсена был летающий сундук. В сундуках хранили золото Кощей и пираты. Имеем ли мы сундук или никогда в жизни его не видели, само слово употребляем часто: бабушкин сундук — копилка каких-то старинных вещей или даже идей, сундук истории — давность, спрятать в сундук за семь замков — о жадности, сундук — о скрытном человеке, старые авто обзывают сундуками… Даже был настоящий праздник сундука. Его устраивали в начале лета, в солнечный день, когда и вещи, и сам сундук на просушку выносили. 

   Пожалуй, ни один предмет обихода человека не овеян столькими тайнами и легендами, как сундук. Как правило, это большой ящик с откидной или съёмной верхней крышкой. Использовался он как ёмкость для хранения предметов обихода — одежды, ценных вещей, продуктов. Внешний облик украшался разнообразными панелями, коваными узорами, затейливой резьбой, обтягивался кожей и тканью. Закрывался сундук на засов или замок. Придумывались даже всевозможные оригинальные замки, которые звенели и играли музыку при их открывании.

Размеры сундуков варьировались в очень широких пределах: от крохотных шкатулок до гигантских, внутри которых можно было не только хранить вещи, но и спать!


   Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей: плотников, столяров, кузнецов, художников. Печатники и чеканщики украшали листы узорами.

   Самый главный критерий, по которому выбирали сундук — это его прочность. Поэтому сундуки, в первую очередь, делали из прочного и долговечного дерева.

   Сундуки делались настолько добротно, что многие дошли до наших дней в отличной сохранности.

И сейчас дивен сундук - памятью о временах, о людях.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
                              (Вадим Шефнер)

 

   В наше время сундуки снова становятся популярными. Старинные и современные используют в интерьерах ресторанов, в загородных домах и в городских квартирах. Снова появился спрос на мастеров, умеющих делать такую мебель или реставрировать.

   Занимаясь уже много лет в объединении «Радиолюбитель», я достаточно хорошо разбираюсь в современной аудио- и видеотехнике. А вот старинную аппаратуру сейчас можно увидеть только в музее.

Поэтому, экспонатами, которые меня заинтересовали в нашем историко-краеведческом музее, стали патефоны. Это устройства для проигрывания пластинок (переносная версия граммофона).

Эти патефоны были произведены в середине 20 века и в то время были большой роскошью, которую могли позволить себе только очень обеспеченные люди.

Также патефоны использовались в Домах культуры. Под песни, звучавшие из них, танцевали наши бабушки и дедушки.

А мне было очень интересно вживую увидеть эту частичку истории.

 

Кравченко Виталий, объединение «Радиолюбитель» (педагог Рудник А. В.)

Улица моего города

       Прежде всего, немного справочной информации. Что такое улица? Улица - это мощеная дорога внутри населенного пункта. У каждой улицы есть свое название, которое она получает в честь известных людей, топонимов или праздников.

     На землях Могилевской области, у берегов реки Птичь, раскинулся небольшой поселок Глуск. В моем любимом поселке много разных улиц и переулков, по моим скромным подсчётам всего 92. Некоторые улицы в нашем посёлке даже переименовывались на протяжении некоторого времени. Например, главная улица Глуска – Кирова, раньше называлась Минской улицей. А улица Шваякова, до сравнительно недавнего времени, называлась улицей Промышленной. Советская улица, что ведёт от реки Птичь и шоссе прямо к улице Кирова, так и называлась улица Шоссейная. Были переименованы и ныне улицы Социалистическая, Горького. У каждого человека есть своя родная улица, где он родился, вырос.

     В моем посёлке много разных улиц: и большие, и маленькие, и широкие, и узкие, с высокими домами, и не очень, но родная мне улица только одна – улица Гагарина, названная в честь космонавта Юрия Гагарина, который в 1961 году впервые в мировой истории, совершил полёт в космическое пространство. Примечательно, что улица в честь космонавта есть почти во всех населённых пунктах нашей страны и за её пределами.

 

       Историю появления своего двора я знаю, хотя мои родители жили в другом городе – Бобруйске, но я знаю множество событий, которые происходили на моей улице, в моём дворе, знаю каждый укромный уголок, куда можно спрятаться во время игры в прятки. Я знаю практически всех детей своего двора. Вместе мы часто устраивали различные соревнования, играли, шутили, разговаривали.

 

     Я живу на этой улице с раннего детства. На моей улице есть много разных сооружений: детский сад, в который трепетно вела меня мама, а сейчас водит братика Стёпку, родная гимназия, которую я скоро закончу, магазины, жилые дома-пятиэтажки – они самые высокие в нашем небольшом посёлке. В детстве они мне казались настоящими небоскрёбами. Кстати, самый первый пятиэтажный дом появился именно на улице Гагарина. На местном языке нашу улицу ещё называют «Семь ветров», ведь раньше здесь было поле, продуваемое ветрами, лишь узенькая тропинка вела к городской автостанции.

 

       Я люблю свою улицу в любое время года. Весной воздух пропитывается ароматом зелени. Летом весь двор становится похожим на муравейник, потому что на улице появляется много людей, так как все жители выходят погреться на солнышке. Осенью двор окрашивается во все оттенки красного и желтого, становится необычайно красиво. Зимой появляются новые жители нашей улицы – снеговики. Как же здорово наблюдать за тем, как дети их лепят!

 

       Моя улица – это то место, к которому я отношусь с особым чувством. Именно с моим двором связано много счастливых и радостных моментов моей жизни. Моя улица навсегда останется в моем сердце независимо от того, где я буду жить в будущем.

 

       Рано или поздно нам приходится покинуть свой родной дом, родную улицу и друзей. Но никогда в нашей памяти не угаснут яркие моменты, происходившие с нами ранее. Через определенное время при любом возможном моменте человек посетит свою любимую, незабываемую улицу. И, представьте себе, сколько различных эмоций испытает этот человек!

 

Медведок Елизавета, объединение «Вокал и постановка голоса» (педагог Юревич Н. А.)

                     

                      

                     

С чего начинается Родина? Конечно же с колыбели!

Колыбель

       Мы с педагогом посетили музей хлеба, который находится в гимназии. Здесь очень много предметов быта старины, хотя ключевым является зерно, колосья, хлеб. Музей сделан в виде деревенской хаты. Здесь и печь с прихватами, и кровать, и зерно разных видов, из которого пекли душистый и ароматный хлеб. Но мне больше всего запомнилась колыбель, в которой укачивали младенца. Про колыбель я знала немного, но, расспросив бабушку, я узнала много интересного об этом предмете быта старины. Колыбель и означает колыбать, укачивать, колыхать. Колыбель ещё называли люлькой, качалкой, баюкалкой, колыской.

       С уверенностью можно сказать, что история люльки началась с рождением первых людей. В каждой семье имелась своя счастливая люлька, а, если еще не было, то изготавливалась она с молитвами и любовью. А затем передавалась от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному.

Укачивать люльку считалось целым искусством. Состоятельные семьи для укачивания своего ребенка нанимали нянек из бедных крестьян. Это обычно были девочки семи – восьми лет, среди которых попадались «славные пестуньи» — талантливые нянечки, способные быстро угомонить заигравшегося или капризничающего ребенка. Качать пустую зыбку строго возбранялось, считалось, что ребенок в ней не сможет спокойно спать.

Изготавливались люльки из дерева, прутьев, кожи, коры, веревок.

Внутри колыбели размещали маленькие иконки или крестики.

Ребёнка не клали в колыбель до крещения.

       Колыбель — чудо из глубины веков, созданное с любовью для самых сладких снов младенца. И сто лет, и много веков назад сидела мать у детской кроватки и пела песню-оберег своему ненаглядному крохе.

       Даже я помню то время, когда мама садилась вечером возле кровати в детской комнате и пела мне колыбельную песню. В ее голосе всегда было столько теплоты, нежности, любви. Так было с давних времен и так будет всегда, так как материнские чувства самые сильные и самые глубокие в мире, так, как мама, никто нас никогда не прижмет, не будет любить. И конечно, голос мамы ребенок может узнать из множества других, ведь только в нем ощущается настоящая забота, только с Мамой малыш чувствует себя защищенным.

 

         Считаю, что колыбель может быть символом и визитной карточкой этого музея, ведь с колыбели и начинается жизнь, начинается Родина.

 

Леонтьева Александра, объединение «Вокал и постановка голоса» (педагог Н. А. Юревич)

                           

                   

                       

Посещая музей Хлеба в нашей гимназии, я нашла такие музейные предметы, как маслобойку и колыску. Считаю, что эти предметы могут быть визитной карточкой и символами данного музея.

Колыска


    Колыска ассоциируется с детством теплотой, заботой, любовью и нежностью. А эти слова мы можем сказать и о хлебе. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости – добрый наш друг, имя которого люди произносят с любовью и теплотой. Мы с раннего детства знаем о хлебе. Наверное, «хлеб» - одно из первых слов, которое произносит ребёнок. С детства взрослые приучают ребёнка бережно относиться к хлебу: его нельзя, выбрасывать, нельзя о нём плохо говорить, хлеб нужно беречь. Это потому, что от маленького зёрнышка до душистой буханки на столе – путь длинный и сложный.

 

Маслобойка

   Маслобойка издавна применялась для изготовления сливочного масла в домашних условиях. В результате сбивания сливок или сметаны получается масло и пахта. Это долгий и трудоёмкий процесс. Настоящее сливочное масло – великий продукт с потрясающим вкусом. Известно, что 200-300 лет тому назад его считали целебным. Представьте! Хлеб…Вот он – свежий, мягкий, душистый, тёплый – лежит на вышитом полотенце. А рядом – битое сливочное масло. Что может быть ароматней и вкуснее ломтика тёплого хлеба с тающим на нём кусочком домашнего масла. Хлеб – наше богатство, в хлебе – наша сила. Поэтому, когда нам по утрам дают хлеб с маслом, мы будем ценить его и съедать весь кусочек.

 

Карпович Ульяна, объединение «Вокал и постановка голоса» (педагог Юревич Н. А.)

       

           

«В низенькой светёлке огонёк горит,
Молодая пряха у окна сидит…»

Чудо-прялка

Хочу поделиться с вами впечатлениями от посещения школьного музея ткачества. В этом музее я была и раньше, но, мне кажется, что здесь появляются новые предметы.

В музее было много красивых старинных вещей – рушники с вышивкой, скатерти, льняные изделия, одежда, ткацкий станок, старинные утюги на углях, которые невозможно поднять – такие они тяжёлые.  Из всех предметов быта мне понравилась прялка. Это популярный в прежние века предмет крестьянского быта и орудие труда, на котором пряли нити.

Их здесь было даже несколько. На первый взгляд – одинаковые, но, если присмотреться внимательно, то можно заметить, что украшены они по-разному, и каждая из них – особенная.

   Сейчас даже сложно представить, что лет сто назад, а в деревнях и меньше, при помощи этих сооружений пряли пряжу. Это было чисто женское дело. Девушки и женщины по вечерам при лучине – раньше ведь и электричества ещё не было – сидели за прялкой и пели тихонько песни, которые сами и сочиняли. Пряжу делали из шерсти овец.

Прялка вообще сопровождала девушку от рождения до замужества. Мужчины лишь изготавливали прялки и украшали их резьбой и узорами. Женихи дарили невесте прялку – это был самый дорогой подарок. У одной хозяйки могло быть и несколько прялок в хозяйстве.

Считаю, что прялка достойна быть лицом музея ткачества. Ведь без неё не могло бы быть пряжи и ткацкий станок не ткал бы ткани, не шились бы одежды. В чём бы тогда люди ходили, что стелили бы на постель, на стол?

 

Дедюля Ульяна, объединение «Вокал и постановка голоса» (педагог Юревич Н. А.)

 

С целью изучения и популяризации историко-культурного наследия регионов Беларуси прошёл районный этап республиканского конкурса «Капитал места».

Лучшие работы направлены на областной этап конкурса.

В номинации «Одежда и обувь» (отличающие регион):

- Жарикова Карина, ГУДО «Центр творчества г. п. Глуска», работа «Шляпка из осиновой стружки»

                                        

                                    

В номинации «Гастросимволы» (блюда / напитки, характерные для данной местности) примут участие:

- Долбик Анастасия, ГУО «Устерховский УПК д/с – сш», работа «Грибной квас»

         

- Дещеня Матвей, ГУО «Гимназия г. п. Глуска», работа «Блины из картофеля»

                              

В номинации «Мебель, предметы повседневного быта» (изготовленные из местных материалов):

- Лавринович Алеся, ГУО «Заелицкий УПК д/с – сш», работа «Соломенные ковры»

                                                               

                                        

 - Байко Дмитрий, ГУО «Средняя школа №2 г. п. Глуска», работа «Фибровый чемодан»

                                                            

                   

МУЗЕЙНАЯ СТАРОНКА

 Учащиеся ГУДО “Центр творчества” принимают активное участие в районной акции “Тут Радзімы маёй пачатак…” в рамках мероприятий второго (регионального) этапа «Раён адчыняе дзверы» областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе».

 

Акция проводится с целью формирования основ ценностного отношения к социокультурному наследию Могилевского края, привития подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности.

 

Одна из номинаций акции называется «Музейная старонка», согласно которой учащиеся посещали различные музеи.

 

Посещение музея – это всегда новые эмоции, впечатления и открытия, которые хочется запечатлеть, чтобы поделиться ими с родственниками и друзьями.

Очень много интересных экспонатов привлекло внимание учащихся в Глусском краеведческом музее.

Учащимся объединения «Мастерландия» (педагог Пулинович Г. И.) больше всего понравились различные сундуки.

Учащихся объединения «Батик» (педагог Балина Н. Н.) привлекла выставка утюгов.

Учащимся объединения «Фантазёры» (педагог Мирончик М. А.) очень понравилась белорусская посуда, а так же старинное зеркало и мебель.

Так же в краеведческом музее действует временная экспозиция «Шедевры из дерева». На ней представлены работы наших земляков. Уникальные композиции привлекли своей оригинальностью учащихся объединения «Вдохновение» (педагог Ермолович И. И.)

Учащиеся объединения «Калейдоскоп» (педагог Потапенко С. Н.) посетили Глусский Дом ремёсел, в котором не только смогли познакомиться с историей создания ручников, но и сами побыть в качестве мастеров.

С большим удовольствием учащиеся объединения «Вокал и постановка голоса» (педагог Юревич Н. А.) посетили музеи учреждений образования.

В Музее хлеба им запомнилась экспозиция с образцами зерновой продукции.

А в Музее ткачества понравилась экспозиция с вышитыми ручниками.

В ГУО «Средняя школа №1 им. С. И. Граховского г. п. Глуска» открылся музей нашего прославленного земляка Сергея Ивановича Граховского. Посетив его, учащиеся объединения «Калейдоскоп» (педагог Потапенко С. Н.) познакомились с творчеством поэта.

Акция “Тут Радзімы маёй пачатак…” продолжается, а это значит, что учащихся ещё жёт много новых открытий.

Фотовыставка
«Архитектура родного края»

В объединении по интересам «Квест» прошла фотовыставка «Архитектура родного края». Её объектами стали здания сельского совета, Дома культуры, амбулатории, школы, бывшего спиртзавода (1888, 1889), дом помещика Готовского (1914), водонапорная башня (1954), двухэтажные квартирные дома, коттеджи, отдельные дома жителей, а также и другие интересные сооружения, составляющие архитектуру родной деревни.

ГЛУСК В МОЁМ СЕРДЦЕ

   В пионерской дружине им. Ульяна Александровича Рыбака Заволочицкого УПК, прошло коллективное творческое дело в рамках проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе».

 Вначале мероприятия дети познакомились с историей возникновения и развития Глуска и своей деревни. Затем из различных материалов ребятам было предложено изготовить поделки, собрать картину малой Родины и сделать фото коллективной работы.

Весело за чашкой чая в кругу друзей прошла рефлексия, где обсудили рабочие моменты и дальнейшие планы по изучению своей малой Родины.

Акция «Обелиск»

    Волонтёры и тимуровцы средней школы №2 г.п. Глуска благоустраивали воинские захоронения в деревне Хвастовичи в рамках проекта #Мая_Зямля_Прыдняпроўе.

   

Экскурсия

"Народные умельцы Глусчины" 

в районный Дом ремёсел аг.Заелица

   В рамках областного проекта  «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе» 31 марта учащиеся объединения по интересам «Стиль», «Вясёлка», «Волшебная глина», «Радуга» посетили районный Дом ремёсел, который находится в аг. Заелица.

   Дети познакомились с мастерами по лозоплетению, ткачеству и инкрустации соломкой.

   Директор Софья Эдуардовна Месник показала выставку работ, которые представлены в экспозиции Дома ремесел – ткацкие ручники, корзины и вазы из лозы, картины инкрустированные соломкой , а также рассказала о народных умельцах Глусчины.

   У детей была возможность попробовать плести корзину, ткать на старинном ткацком станке.

   После посещения выставки  ребята эмоционально делились впечатлениями друг с другом о том, что они увидели. Такие встречи надолго остаются в памяти ребят.

«Не для войны рождаются солдаты»

 

   

В 6-й школьный день в объединении «Автомир»  прошло мероприятие «Не для войны рождаются солдаты». Педагог вместе с детьми обсудил тему военных и боевых действий, происходивших  в Беларуси очень много лет назад. В ходе мероприятия учащиеся проверили свои знания на тему Великой Отечественной войны, а также узнали много нового.

 

 «Не для войны рождаются солдаты, а чтобы не было войны».

Экскурсия в ГУК «Глусский историко-краеведческий музей»

В рамках реализации проекта #Мая_Зямля_Прыднепроўе в марте методистом БРПО была организована экскурсия в ГУК «Глусский историко-краеведческий музей», где была представлена обзорная выставка по музейной экспозиции «История военной формы и одежды».

РОЖДЕНИЕ ОКТЯБРЯТСКОГО ОТРЯДА

22 марта в рамках областного проекта «# Мая_Зямля_Прыдняпроўе» на базе районного историко-краеведческого музея г.п. Глуска, прошло торжественное мероприятие, посвящённое приёму младших школьников в октябрята.Учащиеся гимназии, в количестве 26 человек, прошли испытание,дали торжественное обещание: «Следовать уставу БРПО, добросовестно выполнять правила октябрят, быть добрыми, честными и справедливыми…», а пионеры активисты СШ №1 и почётные гости (председатель РС ОО «БРПО», классный руководитель, директор музея и педагог-организатор гимназии) прикололи ребятам октябрятские значки.

Председатель районного Совета ОО «БРПО» поздравила октябрят и вручила, вновь рождённому отряду, в подарок – журнал с описанием и цветными иллюстрациями о Глусской земле.

Судя по хорошему настроению и радостным лицам ребят можно смело сказать, что мероприятие удалось, и запомнится всем надолго! И для ребят прозвучали напутственные слова председателя:

 

Пусть в жизни будет много солнца!

От жизни каждый хочет своего…

Пусть счастье в дверь вашу ворвётся

И явью станут все мечты!

Память в сердце мы храним. 78 лет назад на нашей земле не стало деревни Хатынь. 22 марта 1943 года немецко-фашистские оккупанты безжалостно сожгли в огне 149 человек.

В рамках проекта«#Мая_Зямля_Прыдняпроўе»«Центре творчества г.п.Глуска» прошел видеолекторий, посвящённый 78-летию Хатынской трагедии. Дети посмотрели фильм «Трагедия Хатыни», после чего прошло обсуждение тех страшных событий. Так же вспомнили о сожжённых деревнях Глусского района, памятные знаки которых находятся в мемориальном комплексе «Хатынь».

Хочется верить, что такая страшная трагедия не повторится больше никогда.